Кейс-Стади

Кейс-Стади

 

 

Технология  Кейс-Стади

Тема: Ремонт и обслуживание  двигателя.

Цели: демонстрация и тренинг по решению КС

Контингент обучаемых: обучающиеся 2 курса по профессии «Автомеханик».

Время: 45 минут

Автор разработки: Игушкина Людмила Арсентьевна., мастер производственного обучения по профессии «Автомеханик».

Год разработки: 2009

 

1.    Подготовительный этап

Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока.

        2.   Ознакомительный этап

На данном этане происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.

2.1.   Введение в ситуацию

Действие разворачивается по дороге в город. Действующие лица: Сергей, работники автозаправки

3.     Основной (аналитический) этап

3.1.   Раунды:

1)   вступительное слово преподавателя;  распределение обучающихся по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;

2)   первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;

3)       второй раунд дискуссии - предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

3.2.Указания по проведению анализа конкретной ситуации

После знакомства учащихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет преподаватель.

Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:

      анализ ситуации - целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;

      выработка различных способов действия в данной ситуации — альтернатив;

      выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

      составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации

4.   Итоговый этап

Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы); обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации; оценивание преподавателем учащихся.

 


КЕЙС

 

Описание ситуации

 

   Учащийся второго курса   училища № 6 Баранкин Сергей, которому  недавно исполнилось 18 лет, выучился на водителя категорий «В» и «С. Он сдал все экзамены в ГИБДД и получил новенькое водительское удостоверение. В семье Сидоровых имелся автомобиль ВАЗ-2105, пробег которого превысил сто тысяч км. Сергея с детства интересовали автомобили. Он постоянно помогал отцу мыть и чистить машину, участвовал  и при ремонте «жигуленка». Отец разрешал Сергею водить  автомобиль в поле за дачным участком, где нет движения транспорта. И он научился хорошо управлять машиной.  Когда  родители купили иномарку,  ВАЗ-2105 подарили ему на день рожденья.

     Сергей сменил моторное масло в двигателе, залил масло марки SAE 5W20, API SF,  поставил новые импортные свечи  W9АС фирмы BOSCH и  поехал на машине в г. Бош к матери. 

Погода  стояла жаркая, около плюс 30 градусов.  На полпути в город Сергей заправил автомобиль на АЗС и поехал дальше. Вскоре он почувствовал, что двигатель как-то не так  работает: на подъемах стали появляться стуки; автомобиль снижает скорость, стрелка указателя температуры поползла вправо, дальше, чем обычно; упало давление масла; постоянно горит сигнальная  лампа о падении давления масла.   Когда он  приехал в город,   подъехал к дому мамы,  поставил автомобиль напротив ворот и   выключил зажигание. Но, к его большому удивлению, двигатель продолжал работать как-то странно: обороты коленчатого вала были небольшие и неравномерные, появилась вибрация, от которой тряслась вся машина и слышны хлопки. Через несколько секунд двигатель  наконец-то остановился. Когда Сергей открыл капот двигателя, то он увидел пустой расширительный бачок со следами вытекшего «Тосола», проверил уровень масла и увидел, что в картере  уровень масла был значительно ниже, чем   утром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема программы: Техническое обслуживание и ремонт двигателя.

Тема урока: Обслуживание и ремонт системы смазки. Неисправности системы смазки.

 

Цели урока:

Обучающие: Дать основные понятия о неисправностях системы смазки,  причинах, вызвавших эти неисправности; о последствиях

Развивающие: Развивать память, абстрактное мышление, умение анализировать, делать выводы, умение работать в группе и  коллективе.

Воспитывающие:  Воспитывать любознательность, интерес к предмету, ответственность.

 

Тип урока:

Вид урока: урок-практикум

Методы обучения: словесный, интерактивный, практический, проблемно-поисковый

Межпредметная связь:

Предмет «Устройство автомобиля». Тема «Система смазки».

Внутрипредметная связь: «Техническое обслуживание и ремонт двигателя»

«Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения»

«Техническое обслуживание и ремонт системы зажигания»

Материально-техническое оснащение:

Компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал

Литература:

  С.К. Шестопалов Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. М. ПроОбрИздат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 

Неисправности смазочной системы       

Неисправности смазочной системы. Основными неисправностями смазочной системы являются: подтекание масла в соединениях, повышенное или пониженное давление масла либо полное его отсутствие, повышенный расход масла, а также нарушение работы системы вентиляции картера двигателя.

Пониженное давление масла может быть вызвано его разжижением, наличием большого износа коренных и шатунных подшипников коленчатого вала и шестерен насоса, неплотным закрытием редукционного клапана или его заеданием в открытом положении.

Нормальное давление масла при минимальных оборотах холостого хода должно быть не менее 0,08 МПа (0,8 кгс/см2) – у двигателя ВАЗ-2108, 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) – у двигателя МеМЗ-245 и 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) – у остальных  двигателей ВАЗ 2101 – 2107, АЗЛК. При более низком давлении необходимо определить и устранить причину его снижения.

Повышенный расход масла может быть вызвано износом поршневых колец (или их поломкой), поршней и цилиндров; износом или повреждением  маслослоотражательных колпачков клапанов; повышенным износом стержней клапанов и направляющих втулок.

Моторные масла

     Отечественные автомобильные моторные масла подразделяются на масла, предназначенные для карбюраторных и  дизельных двигателей. Система обозначения моторных масел включает в себя несколько знаков:

    букву «М» - обозначающую моторное масло;

    цифровое обозначение класса масла по кинематической вязкости  с буквой «з» в индексе (указывающей на наличие загущающих  полимерных присадок во всесезонном масле);

 буквенное обозначение группы масла по его назначению и эксплуатационным свойствам, где:

 А – для нефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей (присадок около 3,5%)

 Б – для малофорсированных двигателей (присадок около 5,5%)

 В – для среднефорсированных двигателей (присадок около 8,0%)

 Г – для высокофорсированных двигателей (присадок около 10…15%)

 Д – для высокофорсированных  дизельных двигателей с наддувом

 Е – для лубрикаторных смазочных систем дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы.

   Цифры 1 или 2 в индексе  буквенных обозначений групп Б, масел В, Г, указывают, что масло предназначено соответственно только для  карбюраторных или только для дизельных двигателей. Отсутствие цифрового индекса означает,  что масло является универсальным и предназначено как для дизельных, так и для карбюраторных двигателей.

   В марке всесезонного масла класс его вязкости указывается дробью, в числителе которой приводится вязкость при температуре –180С, а в знаменателе - по вязкости при температуре 1000 С.

   Например, марка масла М-6з/10 Г1 означает – всесезонное моторное масло класса вязкости 6з (5,6-7,0 мм2/с при температуре - 180С,  а при температуре +1000С - 9,5 - 11,5 мм2 /с) с загущающими присадками, предназначено для высокофорсированных (Г), карбюраторных (индекс 1) двигателей.

 

Маркировка моторных масел                  

    Маркировка зарубежных моторных масел и масел отечественных производителей, осуществляющих маркировку в соответствии с классификациями Американского нефтяного института (АРI) и Общества инженеров-автомобилистов  (SAE).

    Классификация АРI предусматривает подразделение моторных масел на группы: S – для бензиновых двигателей,  С – для дизельных, вторая буква в обозначении характеризует степень форсирования двигателей, в которых масло используется и  свойства масла. Примеры основных групп масел:

    SD - масло для среднефорсированных бензиновых (соответствует группе В1  по отечественной классификации);

    CB - масло для среднефорсированных дизельных двигателей (соответствует группе В2  по отечественной классификации);

    SD/CB –универсальное масло для среднефорсированных дизельных и карбюраторных двигателей (соответствует группе В по отечественной классификации); 

    SE – для высокофорсированных бензиновых двигателей (соответствует группе Г1);

    CC – для высокофорсированных дизельных двигателей (соответствует группе Г2);

    SE/CC - для высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателей (соответствует группе Г);

    CD - для высокофорсированных дизельных двигателей с наддувом (соответствует группе Д).  

    Наиболее современные высококачественные масла для бензиновых двигателей имеют маркировку SG  (1988),  SF  (1988),  SH (1992), SJ (1995), SL (2001), SM (2004), где в скобках указаны год введения класса. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств масла.

    Классы  масел для дизельных двигателей подразделяются дополнительно для двухтактных  (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, CH-4, CI-4).

 

  Классификация SAE предусматривает широкое обозначение класса вязкости:

 

Цифровое обозначение состоит из двух частей:

первая часть с индексом W (Winter) характеризует вязкость масла при отрицательных температурах:

0W – класс вязкости масла не менее 3,8 мм2

5W – класс вязкости масла не менее 3,8 мм2

10W – класс вязкости масла не менее 4,1 мм2

15W – класс вязкости масла не менее 5,6 мм2

20W – класс вязкости масла не менее 5,6 мм2

25W – класс вязкости масла не менее 9,3 мм2

  Вторая часть характеризует вязкость масла при 1000С:

20 – вязкость       5,6 …9,3 мм2  

30 – вязкость     9,3 …12,5 мм2

40 – вязкость   12,5 …16,3 мм2

50 – вязкость   16,3 …21,9 мм2

  Для отечественных автомобилей с бензиновыми двигателями  рекомендуется использовать моторные масла, имеющие маркировку:

М-5з/10-Г1 - соответствует маркировке SE, SG, SF, SH, SJ, SL, SM  по АРI, а по SAE  -  15W30 

М-6з/10-Г1 - соответствует маркировке SE, SG, SF, SH, SJ, SL, SM  по АРI, а по SAE  -  20W30

М-6з/12-Г1 - соответствует маркировке SE, SG, SF, SH, SJ, SL, SM  по АРI, а по SAE  -  20W40

  (SAE 15W-30, API SG - только для карбюраторных двигателей;

  SAE 15W-30, API SG/CE – для карбюраторных и дизельных двигателей)

 

 

 

Глоссарий

  Детонация (детонационные стуки) – появляются при сгорании рабочей смеси в цилиндре со скоростью распространения фронта пламени 2000-2500м/с вместо 20 - 25 м/с. Сопровождается звонкими стуками и перегревом двигателя. Длительная работа двигателя с детонацией приводит к разрушению отдельных деталей в камерах сгорания – обгоранию кромок поршней, прокладок между цилиндрами и головкой блока, электродов свечей, антифрикционного слоя в шатунных подшипниках. Вызывается заправкой низкооктановым топливом, ранним зажиганием.

 

   Калильное зажигание – преждевременное воспламенение рабочей смеси от соприкосновения с  сильно перегретым центральным электродом и юбкой изолятора свечи, тарелкой выпускного клапана, с частицами тлеющего нагара до момента подачи искры. Вызывает сильный перегрев двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

1. Оргмомент (2-3 минуты)

   Проверка посещаемости.

   Проверка готовности к уроку

   Проверка внешнего вида

2. Актуализация опорных ЗУН и мотивация состояний (5 мин)

  Сообщение темы урока и целевая установка на урок.

  Деление на группы по 4…5 учащихся и выбор спикера в группах.

  Раздача материалов.

3. Изучение и анализ ситуации (15 мин):

Каждый из участников изучив кейс начинает изучать информационный материал (справочники, учебники, литературу, слайды и т.д.) и представляет свой вариант решения и совместно оценивают,  вырабатывают и выбирают оптимальное решение и готовятся к презентации, .

4. Этап презентации решений по кейсу (до 3 мин. на каждого спикера от группы) – 20 мин.

 Решение кейса от каждой малой группы представляет 1 участник

Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен ответить или внести обоснованное возражение. 

5. Этап общей дискуссии.

. Проанализируйте описанную ситуацию:

 1.  Выявите причины, повлиявшие  возникновению данной ситуации.

 2. К каким последствиям может привести эксплуатация автомобиля в такой ситуации? Аргументируйте свой ответ.

Ответить на вопросы:

  1. Назовите причины низкого давления масла в системе смазки.

  2. Назовите причины повышенного расхода масла двигателем.

  6. Оценка ответов:

 

Группа №1

Группа № 2

Группа № 3

Группа №4

Группа № 5

Группа № 6

Ответ 1.1

 

 

 

 

 

 

Ответ 1.2

 

 

 

 

 

 

Ответ 1.3

 

 

 

 

 

 

Ответ 2.1

 

 

 

 

 

 

Ответ 2.2

 

 

 

 

 

 

Ответ 2.3

 

 

 

 

 

 

Ответ 2.4

 

 

 

 

 

 

Общая сумма баллов

 

 

 

 

 

 

      Критерии оценки:   5 баллов -  7 операций

                                          4  балла  -   6 операций

                                          3 балла   -   5 операций

7. Подведение итогов урока.

8. Задание на дом:  Прочитать тему  «Ремонт и техническое обслуживание      системы смазки» (Неисправности системы смазки), стр. 359-361 из учебника  «Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей» под редакцией С.К. Шестопалова. М. ПроОбрИздат.

ОТВЕТЫ:

  Система смазки.

   1. Низкое давление масла в системе смазки может быть вызвано:

1.1. Перегревом двигателя;

1.2. Заедание редукционного клапана в открытом положении;

1.3. Применение моторного масла несоответствующей марки и класса вязкости;

   2. Повышенный расход масла может быть вызвано:

2.1. Износом поршневых колец (или их поломкой), поршней и цилиндров;

2. 2. Износом или повреждением  маслоотражательных колпачков клапанов;     

2.3. Повышенным износом стержней клапанов и направляющих втулок.

2.4. Закоксованием  поршневых колец в канавках поршней или прорезей в маслосъемных кольцах.

 

 

Причины, вызвавшие данные неисправности:

  • Заправка топливом с низким октановым числом.
  • Высокая температура окружающего воздуха.
  • Перегрев двигателя.
  • Применение моторного масла с низкой вязкостью.
  • Применение «горячих» свечей зажигания.
  • Отказ термостата или пробуксовка ремня привода жидкостного насоса.

    Как поступил бы:

  • Поменять масло на соответствующее по вязкости сезону.
  • Поменять свечи зажигания.
  • Проверить или заменить термостат
  • Проверить установку зажигания

 

 

Глоссарий

 

   Детонация (детонационные стуки) – появляются при сгорании рабочей смеси в цилиндре со скоростью распространения фронта пламени 2000-2500м/с вместо 20 - 25 м/с. Сопровождается звонкими стуками и перегревом двигателя. Длительная работа двигателя с детонацией приводит к разрушению отдельных деталей в камерах сгорания – обгоранию кромок поршней, прокладок между цилиндрами и головкой блока, электродов свечей, антифрикционного слоя в шатунных подшипниках. Вызывается заправкой низкооктановым топливом, ранним зажиганием.

 

 

   Калильное зажигание – преждевременное воспламенение рабочей смеси от соприкосновения с  сильно перегретым центральным электродом и юбкой изолятора свечи, тарелкой выпускного клапана, с частицами тлеющего нагара до момента подачи искры. Вызывает сильный перегрев двигателя.

 

 

ПЛАН УРОКА

 

План учебного занятия по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»

 Тема программы: Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования.

 Тема урока: Техническое обслуживание электрооборудования системы зажигания.

 

 Цели урока:

1. Обучающая: Дать основные понятия о неисправностях системы зажигания,  причинах, вызвавших эти неисправности; о последствиях

2. Развивающая: Развивать память, абстрактное мышление, умение анализировать, делать выводы, умение работать в группе и  коллективе.

3. Воспитывающая:  Воспитывать любознательность, интерес к предмету, ответственность.

4. Формирование ключевых компетенций:

-анализ и синтез информации;

-построение обобщений и выводов;

-решение задач творческого и поискового характера;

-логическое изложение своих мыслей;

-делать выводы.

 

Тип урока: Комбинированный.

Форма организации учебной деятельности: групповая

Методы обучения: рассказ, работа с книгой и раздаточным материалом, проблемно-поисковый

Межпредметная связь:

Предмет «Устройство автомобиля». Тема «Система зажиганя».

Внутрипредметная связь: «Техническое обслуживание и ремонт двигателя»

«Техническое обслуживание и ремонт системы смазки»

«Техническое обслуживание и ремонт системы зажигания»

Материально-техническое оснащение:

Компьютер, интерактивная доска.

Литература:

С.К. Шестопалов Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. М. ПроОбрИздат.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

 

Неисправности двигателя.

   Основные неисправности двигателя: Двигатель не пускается; работает неустойчиво или останавливается на холостом ходу; не развивает полной мощности; повышенный расход масла; недостаточное давление масла; избыточное давление масла; стуки и шум при работе; повышенная вибрация; перегрев двигателя, быстрое падение уровня охлаждающей жидкости; повышенный расход топлива.

   Двигатель не пускается в случае неисправности системы пуска двигателя, системы питания (нарушена подача топлива), системы зажигания (нарушено нормальное искрообразование).

  Если стартер прокручивает коленчатый вал двигателя с нормальной частотой, а двигатель не заводится, то возможны только две причины неисправности – либо нет подачи топлива в карбюратор, либо нарушено искрообразование.

  Искрообразование может быть нарушено из-за неисправности катушки зажигания, прерывателя, распределителя, свечей зажигания, из-за обрыва цепей низкого или  высокого напряжений или нарушения угла опережения зажигания.

  Наличие высокого напряжения, идущего от катушки зажигания на центральную клемму распределителя зажигания и к свечам проверяется с проверки наличия искры. Для этого надо вынуть провод высокого напряжения из центральной  клеммы или из наконечника любой свечи и, установив конец провода на расстоянии 3…7 мм  от «массы», прокрутить коленчатый вал двигателя стартером. При отсутствии искры переходят к проверке исправности цепи низкого напряжения при помощи контрольной лампочки или вольтметра.

  При наличии искры проверяют  состояние свечей зажигания.

Свечи зажигания.

  Слайды «Свечи зажигания» СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ.ppt

  По состоянию свечей зажигания можно диагностировать состояние цилиндро-поршневой группы, систем смазки, охлаждения и питания  двигателя.      

Ход урока:

1. Оргмомент (2-3 минуты)

1.1  Проверка посещаемости.

1.2  Проверка готовности к уроку

1.3  Проверка внешнего вида

2. Актуализация опорных ЗУН и мотивация состояний (5 мин)

  Сообщение темы урока и целевая установка на урок.

  Деление на группы по 4…5 учащихся и выбор спикера в группах.

  Раздача материалов.

3. Изучение и анализ ситуации (15 мин):

Каждый из участников изучив кейс начинает изучать информационный материал (справочники, учебники, литературу, слайды и т.д.) и представляет свой вариант решения и совместно оценивают,  вырабатывают и выбирают оптимальное решение и готовятся к презентации, .

4. Этап презентации решений по кейсу (до 3 мин. на каждого спикера от группы) – 20 мин.

 Решение кейса от каждой малой группы представляет 1 участник

Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен ответить или внести  

обоснованное возражение.                  

5. Этап общей дискуссии.

Проанализируйте описанную ситуацию:

 3.1.  Выявите причины, повлиявшие  возникновению данной ситуации.

 3.2. К каким последствиям может привести эксплуатация автомобиля в такой ситуации? Аргументируйте свой ответ.

 3.3. Как бы Вы поступили перед пуском двигателя в данной ситуации, если бы Дима обратился к Вам за помощью.

После выполнения всех перечисленных работ Вы включили зажигание, а затем стартер, но двигатель не пускается, хотя коленчатый вал вращается.

 3.4. Каковы Ваши действия в данной ситуации?

 

  6. Оценка ответов:

 

Группа №1

Группа № 2

Группа № 3

Группа №4

Группа № 5

Группа № 6

Ответ 1.1

 

 

 

 

 

 

Ответ 1.2

 

 

 

 

 

 

Ответ 1.3

 

 

 

 

 

 

Ответ 1.4

 

 

 

 

 

 

Ответ 1.5

 

 

 

 

 

 

Ответ 2.1

 

 

 

 

 

 

Ответ 2.2

 

 

 

 

 

 

Ответ 2.3

 

 

 

 

 

 

Ответ 3.1

 

 

 

 

 

 

Ответ 3.2

 

 

 

 

 

 

Ответ 3.3

 

 

 

 

 

 

Ответ 4.1

 

 

 

 

 

 

Ответ 4.2

 

 

 

 

 

 

Ответ 4.3

 

 

 

 

 

 

Ответ 4.4

 

 

 

 

 

 

Ответ 4.5

 

 

 

 

 

 

Общая сумма баллов

 

 

 

 

 

 

      Критерии оценки:   5 баллов -  14 операций

                                          4  балла  -   12 операций

                                          3 балла   -   10 операций

7. Подведение итогов урока.

8. Задание на дом:  Прочитать тему  «Неисправности системы зажигания», стр.390-395          из учебника  «Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей» под редакцией С.К. Шестопалова. М. ПроОбрИздат.

ОТВЕТЫ:

 1. Причины перегрева двигателя.

  Перегрев двигателя может быть вызвано:

1.1.Длительной работой с детонацией  из-за заправки на АЗС бензином с низким октановым числом

1.2. Пробуксовкой ремня привода помпы из-за попадания масла во время замены или ослабления натяжения;

1.3. Заеданием основного клапана термостата в закрытом состоянии;

1.4. Недостаточным  количеством охлаждающей жидкости;

1.5.  Не выполнена корректировка угла опережения зажигания октан-корректором после заправки бензином с низким октановым числом

1.6. Позднее зажигание – исключается из-за работы двигателя с детонацией.

1.7. Неисправностью выключателя или электродвигателя  электровентилятора.

2. Длительная работа перегретого двигателя приведет к:

 2.1.  Закипанию охлаждающей жидкости и её вытеканию из системы

 2.2.  Выгоранию масла и усиленному износу деталей ЦПГ.

 2.3.  Заклиниванию поршней  и провороту вкладышей (подшипников)

 3. Перед пуском двигателя:

 3.1. Долить охлаждающую жидкость

 3.2. Долить масло в систему смазки

 3.3  Проверить свечи зажигания

 4. Необходимые действия:

 4.1. Поменять масло на соответствующее по вязкости сезону.

 4.2. Поменять свечи зажигания на соответствующие по калильному числу.

 4.3. Проверить или заменить термостат.

 4.4. Проверить установку зажигания.

 4.5. Проверить натяжение ремня.

 

Причины, вызвавшие данные неисправности:

  • Заправка топливом с низким октановым числом.
  • Высокая температура окружающего воздуха.
  • Перегрев двигателя.
  • Применение моторного масла с низкой вязкостью.
  • Применение «горячих» свечей зажигания.
  • Отказ термостата или пробуксовка ремня привода жидкостного насоса.

    Как поступил бы:

  • Поменять масло на соответствующее по вязкости сезону.
  • Поменять свечи зажигания.
  • Проверить или заменить термостат
  • Проверить установку зажигания

 

   Детонация (детонационные стуки) – появляются при сгорании рабочей смеси в цилиндре со скоростью распространения фронта пламени 2000-2500м/с вместо 20 - 25 м/с. Сопровождается звонкими стуками и перегревом двигателя. Длительная работа двигателя с детонацией приводит к разрушению отдельных деталей в камерах сгорания – обгоранию кромок поршней, прокладок между цилиндрами и головкой блока, электродов свечей, антифрикционного слоя в шатунных подшипниках. Вызывается заправкой низкооктановым топливом, ранним зажиганием.

   Калильное зажигание – преждевременное воспламенение рабочей смеси от соприкосновения с  сильно перегретым центральным электродом и юбкой изолятора свечи, тарелкой выпускного клапана, с частицами тлеющего нагара до момента подачи искры. Вызывает сильный перегрев двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема программы: Техническое обслуживание и ремонт двигателя

 

 Тема урока: Обслуживание и ремонт системы охлаждения. Неисправности системы охлаждения

 

Цели урока:

 Обучающая: Формировать систему  знаний  о неисправностях системы охлаждения,  причинах, вызывающих   неисправности

 Развивающая: Развивать память, абстрактное мышление, умение анализировать, делать выводы, умение работать в группе и  коллективе

 Воспитывающая:  Воспитывать любознательность, интерес к предмету, ответственность

 

 Формирование ключевых компетенций:

- мыслительные;

- коммуникативная;

- речевые

 

Тип урока: урок по изучению нового учебного материала

 

Вид урока: урок-практикум

 

Методы обучения: словесный, практический, интерактивный

 

Межпредметная связь:

Предмет «Устройство автомобиля». Тема «Система охлаждения»

 

Внутрипредметная связь: «Техническое обслуживание и ремонт двигателя»

«Техническое обслуживание и ремонт системы смазки»

«Техническое обслуживание и ремонт системы зажигания»

 

Материально-техническое оснащение: раздаточный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Неисправности системы охлаждения имеют следующие признаки: подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя, а также повышенный шум при работе жидкостного насоса, возникающий при выходе из строя его подшипников.

Перегрев двигателя характеризуется повышенной температурой и возможным закипанием охлаждающей жидкости. Возникает он вследствие: недостаточного уровня охлаждающей жидкости; пробуксовки или обрыва ремня привода жидкостного насоса и генератора (кроме двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245, у которых привод жидкостного насоса от зубчатого ремня газораспределительного механизма); неисправности электровентилятора (не включается из-за неисправности датчика или электродвигателя, который не дает нужную частоту вращения); поломки крыльчатки жидкостного насоса; неисправности термостата (не открывается основной клапан и жидкость через радиатор не циркулирует); засорения воздушных проходов в сердцевине радиатора; отложения загрязнений и накипи в радиаторе и на стенках рубашки охлаждения.

При перегреве двигателя охлаждающая жидкость значительно увеличивается в объеме и может происходить ее выход через пробку распределительного бачка. А при сильном (свыше 110оС) перегреве жидкости она может закипеть и вследствие значительного повышения давления в системе охлаждения (особенно при неисправном паровом клапане пробки расширительного бачка или радиатора) может нарушиться герметичность радиатора (радиатор потечет). Кроме того, при перегреве происходит потеря мощности двигателя вследствие ухудшения наполнения цилиндров горючей смесью, а также падение давления и выгорание масла, что приводит к усиленному изнашиванию поршневой группы и цилиндров. При длительной работе с повышенной температурой возможно заклинивание поршней в цилиндрах и выход двигателя из строя, поэтому при первых же признаках перегрева необходимо принимать меры к устранению его причин. При снижении уровня охлаждающей жидкости необходимо определить и устранить причину его снижения и долить необходимое количество охлаждающей жидкости.

Пробуксовка ремня привода жидкостного насоса (кроме двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245) может происходить вследствие его слабого натяжения и (или) замасливания. Ослабление натяжения ремня является следствием его вытягивания, в результате чего частота вращения насоса, вентилятора и генератора отстает от частоты вращения коленчатого вала. Признаками пробуксовки ремня помимо перегрева двигателя являются подергивание стрелки амперметра, а также недозаряд аккумуляторной батареи (более тусклый, чем обычно свет ламп).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура урока:

 

 

1. Организационная часть  (2 мин.)

    Проверка посещаемости.

    Проверка готовности к уроку

    Целевая установка

 

2. Актуализация опорных знаний обучающихся  (5 мин.)

     Устный фронтальный опрос обучающихся

 

3.  Изучение нового учебного материала (35 мин.)

     Работа обучающихся  в группах по разбору кейс-ситуации:

     - ознакомление, информационный поиск;

     - анализ, выявление проблемы;

     - выработка конструктивных идей;

     - презентация решений;

 

4.  Подведение итогов урока (2 мин.)

5.  Инструктаж домашнего задания  (1 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТЫ:

1. Причины перегрева двигателя.

  Перегрев двигателя может быть вызвано:

1.1.Длительной работой с детонацией  из-за заправки на АЗС бензином с низким октановым числом

1.2. Пробуксовкой ремня привода помпы из-за попадания масла во время замены или ослабления натяжения;

1.3. Заеданием основного клапана термостата в закрытом состоянии;

1.4. Недостаточным  количеством охлаждающей жидкости;

1.5.  Не выполнена корректировка угла опережения зажигания октан-корректором после заправки бензином с низким октановым числом

1.6. Позднее зажигание – исключается из-за работы двигателя с детонацией.

2. Длительная работа перегретого двигателя приведет к:

 2.1.  Закипанию охлаждающей жидкости и её вытеканию из системы

 2.2.  Выгоранию масла и усиленному износу деталей ЦПГ.

 2.3.  Заклиниванию поршней  и провороту вкладышей (подшипников)

 3. Перед пуском двигателя:

 3.1. Долить охлаждающую жидкость

 3.2. Долить масло в систему смазки

 3.3. Проверить свечи зажигания

 4. Необходимые действия:

 4.1. Поменять масло на соответствующее по вязкости сезону.

 4.2. Поменять свечи зажигания на соответствующие по калильному числу.

 4.3. Проверить или заменить термостат.

 4.4. Проверить установку зажигания.

 4.5. Проверить натяжение ремня.

 

Причины, вызвавшие данные неисправности:

  • Заправка топливом с низким октановым числом.
  • Высокая температура окружающего воздуха.
  • Перегрев двигателя.
  • Применение моторного масла с низкой вязкостью.
  • Применение «горячих» свечей зажигания.
  • Отказ термостата или пробуксовка ремня привода жидкостного насоса.

    Как поступил бы:

  • Поменять масло на соответствующее по вязкости сезону.
  • Поменять свечи зажигания.
  • Проверить или заменить термостат
  • Проверить установку зажигания

 

   Детонация (детонационные стуки) – появляются при сгорании рабочей смеси в цилиндре со скоростью распространения фронта пламени 2000-2500м/с вместо 20 - 25 м/с. Сопровождается звонкими стуками и перегревом двигателя. Длительная работа двигателя с детонацией приводит к разрушению отдельных деталей в камерах сгорания – обгоранию кромок поршней, прокладок между цилиндрами и головкой блока, электродов свечей, антифрикционного слоя в шатунных подшипниках. Вызывается заправкой низкооктановым топливом, ранним зажиганием.

   Калильное зажигание – преждевременное воспламенение рабочей смеси от соприкосновения с  сильно перегретым центральным электродом и юбкой изолятора свечи, тарелкой выпускного клапана, с частицами тлеющего нагара до момента подачи искры. Вызывает сильный перегрев двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ПЛАН УРОКА

 

  План учебного занятия по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»

 Тема программы: Техническое обслуживание и ремонт двигателя.

 Тема урока: Диагностирование и ТО двигателя. Неисправности двигателя.

 

Цели урока:

1. Обучающая: Дать основные понятия о неисправностях двигателя,  причинах, вызвавших эти неисправности; о методах диагностирования.

2. Развивающая: Развивать память, абстрактное мышление, умение анализировать, делать выводы, умение работать в группе и  коллективе.

3. Воспитывающая:  Воспитывать любознательность, интерес к предмету, ответственность.

4. Формирование ключевых компетенций:

-анализ и синтез информации;

-построение обобщений и выводов;

-решение задач творческого и поискового характера;

-логическое изложение своих мыслей;

-делать выводы.

 

Тип урока: Комбинированный.

Форма организации учебной деятельности: групповая

Методы обучения: рассказ, работа с книгой и раздаточным материалом, проблемно-поисковый

Межпредметная связь:

Предмет «Устройство автомобиля». Темы: «Система смазки», «Система охлаждения», «Система питания», «Система зажигания».

Внутрипредметная связь: «Техническое обслуживание и ремонт двигателя»

«Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения»

«Техническое обслуживание и ремонт системы смазки»

«Техническое обслуживание и ремонт системы питания»

«Техническое обслуживание и ремонт системы «Техническое обслуживание и ремонт системы

«Техническое обслуживание и ремонт системы зажигания»

Материально-техническое оснащение:

Компьютер, интерактивная доска.

Литература:

  С.К. Шестопалов Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. М. ПроОбрИздат.

  Раздаточный материал по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

1. Оргмомент (2-3 минуты)

    Проверка посещаемости.

    Проверка готовности к уроку

    Проверка внешнего вида

2. Актуализация опорных ЗУН и мотивация состояний (5 мин)

  Сообщение темы урока и целевая установка на урок.

  Деление на группы по 4…5 учащихся и выбор спикера в группах.

  Раздача материалов.

3. Изучение и анализ ситуации (15 мин):

Каждый из участников изучив кейс начинает изучать информационный материал (справочники, учебники, литературу, слайды и т.д.) и представляет свой вариант решения и совместно оценивают,  вырабатывают и выбирают оптимальное решение и готовятся к презентации, .

4. Этап презентации решений по кейсу (до 3 мин. на каждого спикера от группы) – 20 мин.

 Решение кейса от каждой малой группы представляет 1 участник

Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен ответить или внести  

обоснованное возражение.          

5. Этап общей дискуссии.

Проанализируйте описанную ситуацию

6.Оценка ответов:

 

Группа №1

Группа № 2

Группа № 3

Группа №4

Группа № 5

Группа № 6

Ответ 1.1

 

 

 

 

 

 

Ответ 1.2

 

 

 

 

 

 

Ответ 1.3

 

 

 

 

 

 

Ответ 1.4

 

 

 

 

 

 

Ответ 1.5

 

 

 

 

 

 

Ответ 2.1

 

 

 

 

 

 

Ответ 2.2

 

 

 

 

 

 

Ответ 2.3

 

 

 

 

 

 

Ответ 3.1

 

 

 

 

 

 

Ответ 3.2

 

 

 

 

 

 

Ответ 3.3

 

 

 

 

 

 

Ответ 4.1

 

 

 

 

 

 

Ответ 4.2

 

 

 

 

 

 

Ответ 4.3

 

 

 

 

 

 

Ответ 4.4

 

 

 

 

 

 

Ответ 4.5

 

 

 

 

 

 

Общая сумма баллов

 

 

 

 

 

 

      Критерии оценки:   5 баллов -  14 операций

                                          4  балла  -   12 операций

                                          3 балла   -   10 операций

7. Подведение итогов урока.

8. Задание на дом:  Прочитать тему  «Ремонт и обслуживание двигателя» Неисправности и ремонт двигателя  из учебника  «Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей» под редакцией С.К. Шестопалова. М. ПроОбрИздат.

     

ОТВЕТЫ:

1.      Двигатель не пускается - причины:

 

 

 

 

 

 

 

КЕЙС СТАДИ

Баранкин Сергей со своими друзьями поехал в город  к матери на своей машине ВАЗ 2105. На пол-пути в город  появился какой-то свист между двигателем и коробкой передач. Потом при подъеме в гору пришлось переключиться на пониженную передачу, так - как двигатель работал на больших оборотах, а скорость падала и в салоне появился запах горелой резины. Для переключении передач он нажал на педаль сцепления, выключил IV передачу и попытался включить  III передачу, но при этом послышался скрежет зубьев шестерен, а он продолжал толкать рычаг переключения коробки вперед, но передача не включалась и машина остановилась. Затормозив автомобиль стояночным тормозом, он несколько раз нажал и отпустил педаль сцепления. Наконец после очередного выключения сцепления  он с трудом включил I передачу и потихоньку отпустил педаль сцепления. Машина очень медленно тронулась с места и медленно набирая скорость  поехала в гору, хотя двигатель работал на  больших оборотах.

  Весь остаток пути ребята ехали с большой осторожностью и обсуждали возможные причины неисправностей. А как бы Вы объяснили причины и проявления неисправностей сцепления в данной ситуации?

 

  Какие неисправности сцепления и их причины возникновения Вы знаете?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  План учебного занятия по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»

 Тема программы: Техническое обслуживание и ремонт сцепления

 Тема урока: Неисправности сцепления

 

Цели урока:

1. Обучающая: Дать основные понятия о неисправностях сцепления,  причинах, вызвавших эти неисправности; о методах диагностирования.

2. Развивающая: Развивать память, абстрактное мышление, умение анализировать, делать выводы, умение работать в группе и  коллективе.

3. Воспитывающая:  Воспитывать любознательность, интерес к предмету, ответственность.

4. Формирование ключевых компетенций:

-анализ и синтез информации;

-построение обобщений и выводов;

-решение задач творческого и поискового характера;

-логическое изложение своих мыслей;

-делать выводы.

 

Тип урока: Комбинированный.

Форма организации учебной деятельности: групповая

Методы обучения: рассказ, работа с книгой и раздаточным материалом, проблемно-поисковый

Межпредметная связь:

Предмет «Устройство автомобиля». Темы: «Сцепление», «Коробка перемены переда».

Внутрипредметная связь: «Трансмиссия

Материально-техническое оснащение:

Компьютер, интерактивная доска.

Литература:

  С.К. Шестопалов Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. М. ПроОбрИздат.

  Раздаточный материал по теме урока.

 

Ход урока:

1. Оргмомент (2-3 минуты)

    Проверка посещаемости.

    Проверка готовности к уроку

    Проверка внешнего вида

2. Актуализация опорных ЗУН и мотивация состояний (5 мин)

  Сообщение темы урока и целевая установка на урок.

  Деление на группы по 4…5 учащихся и выбор спикера в группах.

  Раздача материалов.

3. Изучение и анализ ситуации (15 мин):

Каждый из участников изучив кейс начинает изучать информационный материал (справочники, учебники, литературу, слайды и т.д.) и представляет свой вариант решения и совместно оценивают,  вырабатывают и выбирают оптимальное решение и готовятся к презентации, .

4. Этап презентации решений по кейсу (до 3 мин. на каждого спикера от группы) – 20 мин.

 Решение кейса от каждой малой группы представляет 1 участник

Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен ответить или внести  

обоснованное возражение.          

5. Этап общей дискуссии.

Проанализируйте описанную ситуацию

6.Оценка ответов:

 

Группа №1

Группа № 2

Группа № 3

Группа №4

Группа № 5

Группа № 6

Ответ 1

 

 

 

 

 

 

Ответ 2

 

 

 

 

 

 

Ответ 3

 

 

 

 

 

 

Ответ 4

 

 

 

 

 

 

Ответ 5

 

 

 

 

 

 

Ответ 6

 

 

 

 

 

 

Ответ 7

 

 

 

 

 

 

Ответ 8

 

 

 

 

 

 

Ответ 9

 

 

 

 

 

 

Ответ 10

 

 

 

 

 

 

Ответ 11

 

 

 

 

 

 

Ответ 12

 

 

 

 

 

 

Ответ 12

 

 

 

 

 

 

Ответ 14

 

 

 

 

 

 

Ответ 15

 

 

 

 

 

 

Ответ 16

 

 

 

 

 

 

Ответ 17

 

 

 

 

 

 

Общая сумма операций

 

 

 

 

 

 

      Критерии оценки:   5 баллов -  15 операций

                                          4  балла  -   14 операций

                                          3 балла   -   12 операций

7. Подведение итогов урока.

8. Задание на дом:  Прочитать тему  «Ремонт и обслуживание сцепления» из учебника  «Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей» под редакцией С.К. Шестопалова. М. ПроОбрИздат.

     


Информационный материал: ОТВЕТЫ

1. Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)

 Сопровождается затрудненным включением и переключением передач

  Причины:

1.1 Нарушена регулировка привода выключения сцепления – увеличен свободный ход рычага вилки;

1.2  Перекос ведомого или нажимного дисков; 

1.3  Коробление ведомого или нажимного дисков; 

1.4  Обрыв фрикционных накладок;

1.5  Попадание воздуха в гидравлический привод

 2. Неполное включение (пробуксовка) сцепления

  Крутящий момент от коленчатого вала и маховика не полностью передается на ведущие колеса

  Причины:

 2.1 Нарушение регулировки привода выключения сцепления – отсутствует или мал зазор между муфтой подшипника и концом вилки;

 2.2 Замасливание дисков сцепления;

 2.3 Износ фрикционных накладок ведомого диска.

  3. Резкое включение сцепления (рывки при трогании автомобиля) с места

  Причины:

3.1 Износ накладок;

3.2 заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала коробки перемены передач;

 3.3 Наличие задиров на  поверхности маховика или нажимного диска;

 3.4 Заедание муфты выключения сцепления;

 3.5 Заедание в приводе  выключения сцепления.

 4. Повышенный шум при включении сцепления

  Причины:

 4.1 Выход из строя выжимного (упорного) подшипника;

 4.2 Выход из строя подшипника ведущего (первичного) вала коробки передач;

 4.3 Износ шлицев вала  коробки передач;

 4.4 Потеря упругости или поломка пружины вилки выключения сцепления.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz